Стиль ампир появился во Франции на рубеже XVIII-XIX веков в эпоху правления Наполеона и олицетворял некое идеализированное представление о мощной Империи. Это официальный стиль, который использовался для оформления дворцов и резиденций императора. Традиции стиля применяются и сегодня для декорирования просторных залов в общественных помещениях, а также загородных домах или больших городских квартирах. Особенно востребован стиль ампир в интерьере ресторанов.
Немного истории
Буквальный перевод с французского – Империя (empire) – раскрывает суть сложившейся стилевой традиции. Наполеон стремился к мировому господству, масштаб его целей был грандиозным. По примеру древнеримских правителей он перестраивал центр Парижа, стремясь увековечить в облике города самого себя и собственные военные победы. Так появилась знаменитая Вандомская колонна и грандиозная Триумфальная Арка на Елисейских полях.
За основу был взят стиль классицизм, история которого уже насчитывала полтора столетия. По сути, наполеоновский ампир и был завершающей стадией развития классицизма или его обновленной версией (неклассицизмом). Однако на этом этапе стиль претерпел существенные изменения: на смену строгости пришла помпезность, гармония и избирательность деталей сменилась пышностью и демонстративной роскошью.
В России ампир появился в начале XIX столетия. Русский вариант стиля был более сдержанным по сравнению со своим французским прототипом. Позже, в середине ХХ столетия, появилась новая волна неоклассицизма – это сталинский ампир. Он использовался в архитектуре и монументальном искусстве, а также декорировании официальных интерьеров. Задача стиля была по-прежнему политической: ампир был призван возвеличивать государство и его правителя.
Средства и приемы
Оформление интерьера в стиле ампир потребует серьезных материальных вложений, иначе он будет подобен китчу или некой безвкусной подделке. Ключевые особенности стиля:
- Применение для просторных залов, будь то лобби элитного дома, большая гостиная, холл и статусный номер в отеле, ресторан или банкетный зал. Не стоит использовать этот стиль для небольшой квартиры или маленького кафе, в таком пространстве он будет выглядеть нелепо.
- Построение интерьерных композиций по принципу строгой симметрии, а также выделение центра с помощью потолочного декора, рисунка на полу, расстановки мебели.
- Обильное использование золоченой лепнины, колонн или пилястр, крупных керамических ваз и скульптур, больших картин и зеркал в помпезных рамах.
- Цветовая гамма основана на сочетании белого фона с золоченой лепниной, а также бардового или винного в текстильной отделке (обивка стен и мебели, шторы, ковровые дорожки). Вместо красного, допустимо использовать голубой цвет, с ним интерьер будет выглядеть менее официально.
- Непременное наличие больших хрустальных люстр на длинных подвесах с лампами в виде вечей. Главная люстра должна располагаться строго в центре, другие по сторонам от нее по центральной оси.
- В декоре пола использование дерева, например, паркета с изысканным крупным рисунком, подчеркивающим центр комнаты.
- Идеально подобранная мебель и другие элементы наполнения интерьера. Их не должно быть много, но все непременно высшего качества и из натуральных дорогих материалов.
Интерьер в стиле сталинский ампир
В оформлении интерьера дома соблюсти все требования ампира и добиться идеального соблюдения канонов очень сложно, к тому же не всегда стоит следовать именно оригинальной версии стиля. Для современных квартир и загородных домов гораздо больше подходит вариант сталинского ампира, который ближе к нам как по национальной принадлежности, так и по времени. Такой стиль вполне уместен в дизайне интерьера гостиной комнаты или просторной кухни-столовой. Чтобы создать обстановку в традициях сталинского ампира можно следовать общим принципам стиля, но пышность и богатство отделки может быть не столь явной, кроме того, допустимо выполнение не всех условий. К характерным признакам стиля относится:
- Присутствие розеток для люстр и лепнины на потолке, расположенной симметрично относительно центра комнаты
- На полу – паркет в виде елочки, допустимы ковры с преобладанием красного цвета
- Использование межкомнатных дверей с остеклением, возможно, в виде мозаики
Мебель для такой комнаты непременно должна быть выполнена из натурального дерева. Это могут быть обеденные стулья с высокой спинкой, чинно расставленные вокруг стола. Стулья на кухню или в гостиную могут быть вполне современными, но повторяющими форму своих исторических прототипов.
В интерьере гостиной допустимо присутствие книжных шкафов со стеклянными дверцами, сервантов с фарфоровой посудой и столовым серебром, напольных светильников с резными деревянными ножками. Шторы должны быть массивными, скатерти и салфетки накрахмаленными. На столах и полках стоит расставить статуэтки, подсвечники, вазы.
Интерьер ресторана
Эффектно и торжественно смотрятся рестораны и банкетные в стиле ампир. Здесь обычно проходят официальные мероприятия, а также важные торжества личного характера.
При создании интерьера ресторана следует опираться на базовые принципы стиля, использовав центричное и симметричное расположение мебели, применив богатый архитектурный декор (позолоченная лепнина), большие зеркала и картины.
Исключительное значение для создания интерьера в имперском духе имеет выбор мебели. Стулья для ресторана должны напоминать исторические прототипы наполеоновской или сталинской эпохи. Они должны быть выполнены из натуральных материалов, иметь эргономичные конструкции, мягкие сиденья, текстильную обивку из бархатистых тканей или шелка. Очень актуальны круглые столы для небольших компаний и массивные прямоугольные для официальных приемов и корпоративов.
Современные принципы оформления интерьера позволяют следовать правилам избирательно, создавая на основе базовых стилей новые неожиданные сочетания. Подобное направление имеет свою историю и название, оно именуется как фьюжн. Для людей творческих, не желающих сковывать свою фантазию рамками канонов, такой подход может быть оптимальным. И если это про вас, то помните, ничто не мешает вам создать стильный интерьер с элементами ампира, наполнив его личным содержанием и приемами других художественных систем.